История школы

История школы

 

           Открыть  светскую школу в Рича было делом чрезвычайно трудным. Село было сравнительно консервативным, с глубокими исламскими традициями. Другие аулы внимательно наблюдали и ждали, как поведет себя Рича. Противники открытия школы пугали родителей коммунизмом, и что целью этих школ является воспитание безбожников и т.д. Это было железным аргументом для верующих мусульман. Партийным и советским органам села и района пришлось приложить много сил, неустанно убеждая джамаат села, что это не так, хотя, как затем оказалось, отчасти это было недалеко от истины.

           В апреле 1929 года Дагестанская областная партийная организация приняла постановление по расширению сети школ первой ступени, созданию необходимых условий для успешной учебы детей  рабочих, батраков и бедноты, усилению работы по вовлечению девочек в школы, улучшению в процессе обучения атеистической пропаганды. В соответствии с этим постановлением, в сентябре 1929 года в Рича  впервые было открыто светское образовательное учреждение, которое представляло собой трехклассную начальную школу. Размещалась школа в частных домах. Одним из первых ричинских учителей светской школы стал представитель духовенства села – Махмудов Байрам-Али (Эфенди).

            Образование в Рича, как правило, ограничивалось этой начальной школой. По разным причинам (отсутствие одежды, обуви, домашняя работа) далеко не все дети посещали школу, хотя родителям, за подобное своеволие, грозил штраф. После трех классов, если была возможность, дети учились в селениях Тпиг, Ахты. Но многие из них, из-за финансовых и материальных затруднений в этих школах не задерживались.

            С образованием Агульского района руководству предстояло решить проблему внедрения всеобщей грамотности, всеобуча, строительства зданий для светских школ. Эта труднейшая задача стояла и перед Рича. Временно школа размешалась в доме Зилгаевых, позднее в доме Махмудовых, конфискованных при их раскулачивании. Здание Ричинской школы была построено 1936 году методом народной стройки, и в том же году приняло первых учащихся.

            Другой немаловажный вопрос, который предстояло решить – это проблема отсутствия местных педагогических кадров. Из-за их нехватки, к работе учителями привлекались даже муллы села. Письменность в школе велась на основе латинского алфавита, а с 1938 года – русского алфавита. Преподавание в школе до 1952 года велось на лезгинском языке. И поэтому, первыми светскими учителями в Рича были грамотные люди, но без профессионального образования из разных районов Южного Дагестана. Учителя не имели педагогической подготовки и преподавательской практики. Даже первые  директора Ричинской школы не получали педагогического образования. В последующем  в Ричинскую школу начали прибывать русские учителя из различных регионов России.

            Представители русской интеллигенции внесли огромный вклад в развитие просвещения, улучшение дела охраны здоровья ричинцев, и, общаясь с местным населением, способствовали развитию его общего кругозора, высвобождению из-под влияния предрассудков и суеверий. Своим гуманизмом и благородной деятельностью они оставили добрую память у населения. Старшее поколение ричинцев и сейчас с благодарностью вспоминают своих русских учителей, давших  им образование, обогативших их знания и культуру: Мирзоеву Елену, Худина Михаила Сергеевича, Головину Валентину Ивановну, Гомзякову Любовь Засимовну, Забелину Людмилу Ивановну, Константинову Анастасию Алексеевну, Кузьмину Розу Николаевну, Латыгина Николая, Ляднова Виктора Николаевича. 

           В 1947 году  при Ричинской семилетней школе был открыт интернат, в котором проживали и обучались дети из села Бедюк. В 70-х годах интернат обслуживал и ричинских детей – сирот, а также детей животноводов совхоза «Стальский», проживающих на прикутанных землях.

          В 1966 году школа в Рича получила статус средней общеобразовательной, а в 1969 году ей было присвоено имя революционного  деятеля Дагестана начала XX века Уллубия Данияловича Буйнакского.

Директорами Ричинской школы  в разные годы  работали:

Магомедсалих … (по слова старожилов – первый директор)

Абдулганиев Шахмурад,1936 г.

Керимханов,.. конец 30-х годов

Урдуханов Урдухан Ибрагимович, с июля 1941 г.

Магарамов Ага, с сентября 1941 г.

Медедханов Абди Гамдулаевич, с середины 40-х годов

Алимов Сейфула Алимович, конец 50-х годов

Манафов Гаджикурбан Манафович, (1961-1966)

Гасанов Пирдам Гасанович, (1966-1969)

Гаджирамазанов Ибрагим Гаджирамазанович, (1969-1971)

Рамазанов Юсуф Рамазанович, (1971-1975)

Абдуллаев Дибирали Хидирович, (1975-1977)

Кумантаев Зейнулабид Кумантаевич, (1977-1979)

Баджаев Магомед Баджаевич, (1979-1984)

Идрисов Абумуслим Камалудинович, (1984-1986)

Гаджирамазанов Ибрагим Гаджирамазанович, (1986-1991)

Ибрагимов Магомед Гаджирамазанович, (1991-2001)

Ибрагимов Гаджирамазан Гасанович, (2001-2006)

Гарунов Саадулла Зайдуевич, (2007-2020)

Рамазанов Назир Исакович, (2020 - н.время)

           


СПИСОК МЕСТНЫХ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ

 

1.   Абдуллаев Дибирали Хидирович

2.   Абдуллаев Магомедзакир Аскерович

3.   Амиргамзаев Амиргамза Гусейнович

4.   Асутаева Аминат Зейнудиновна

5.   Асутаева Ферзият Рамазановна

6.   Ахмедов Алим Ахмедович

7.   Ахмедов Ахмед Курбанисмаилович

8.   Ахмедов Вазир Ахмедович

9.   Ахмедов Садык Тажудинович

10.   Ахмедов Тажудин Садыкович

11.   Ахмедова Гюльфизар Ибрагимовна

12.   Асваров Агалар Суфиевич

13.   Асварова Сузана Асваровна

14.   Бакиров Ислам Шакирович

15.   Бакирова Жавагил Бакировна

16.   Биджаева Майя Сафаралиевна

17.   Гаджиев Гаджи Абдулгафарович

18.   Гаджирамазанов Булгай Булгаевич

19.   Гаджирамазанов Ибрагим Г-рамазанович

20.   Гаджирамазанов Наби Г-магомедович

21.   Гамзатов Алахверди Гамзатович

22.   Гамзатов Гамзат Гамзатович

23.   Гамзатов Хасбулат Гасан-Гусейнович

24.   Гамзатова Ульяна Абдулнасировна

25.   Гамидова Гюльяна Гамидовна

26.   Ганифаев Гаджибек Ганифаевич

27.   Гарунов Саадулах Зайдуевич

28.   Гарунова Марисат Пирдамовна

29.   Гарунова Светлана Саадуллаевна

30.   Гарунова Ферида Саадуллаевна

31.   Гасалаев Апас Багавудинович

32.   Гасалаев Байрамали Шарафудинович

33.   Гасанов Пирдам Гасанович

34.   Гасанова Гуризат Пирдамовна

35.   Гасанова Муслимат Пирдамовна

36.   Гасанова Сакибат Пирдамовна

37.   Ибрагимов Абдулла Гаджирамазанович

38.   Ибрагимов Абдурахман Зайнулахович

39.   Ибрагимов Амир Магомедович

40.   Ибрагимов Асхаб Магомедович

41.   Ибрагимов Гаджирамазан Гасанович

42.   Ибрагимов Ибрагим Гаджиакбарович

43.   Ибрагимов Играмудин Гасанович

44.   Ибрагимов Зейнуллах Гаджирамазанович

45.   Ибрагимов Магомед Гаджирамазанович

46.   Ибрагимов Насрудин М-загидович

47.   Ибрагимова Айисат Худаевна

48.   Ибрагимова Аминат Гаджирамазановна

49.   Ибрагимова Ифриз Ахмедовна

50.   Ибрагимова Лимунат Джалаловна

51.   Ибрагимова Мамлакат Асваровна

52.   Ибрагимова Суванай Сафаровна

53.   Ибрагимова Эльмият Абдулнасировна

54.   Идрисов Абумуслим Камалудинович

55.   Идрисов Зейдуллах Рамазанович

56.   Исмаилов Гусейни Лутович

57.   Казуева Наида Рамазановна

58.   Кибиева Патимат Мусалаевна

59.   Кумантаев Заналабид Кумантаевич

60.   Кунациев Наби Омарович

61.   Курбанисмаилов Амираслан Рамазанович

62.   Курбанисмаилов Амиргамза Рамазанович

63.   Курбанисмаилов Рамазан Шерифович

64.   Курбанисмаилова Гурайрат Забзуевна

65.   Курбанисмаилова Ульяна Рамазановна

66.   Курбанов Гасти Суфиевич

67.   Курбанова Тавсият Габибулаевна

68.   Лутов Алиакбар Абумуслимович

69.   Лутов Абумуслим Гасанович

70.   Лутов Давуд Абдулович

71.   Магомедов Абдулахад Касумович

72.   Магомедов Лиматулла Касумович

73.   Магомедов Касум Магомедович

74.   Максудов Нусрет Магомедович

75.   Манафов Гаджикурбан Манафович

76.   Манафова Светлана Гаджикурбановна

77.   Масудов Рамазан Базиевич

78.   Масудов Рамазан Магомедович

79.   Масудова Рукият Базиевна

80.   Мусаев Габибулла Пирдамович

81.   Махмудов Эфенди (Байрам-Али)

82.   Насруева Шахрибат Рамазановна

83.   Насруллаев Алай Рамазанович

84.   Насруллаев Насрулла Юнусович

85.   Насруллаев Рамазан Юнусович

86.   Насруллаев Юнус Исмаилович

87.   Насруллаева Байранкиз Сейфуллаевна

88.   Нухова Мария Гасан-Гусейновна

89.   Пирдамов Абдулнасир Рамазанович

90.   Пирдамова Мария Абдулнасировна

91.   Раджабова Багдагюл Байрамовна

92.   Раджабова Майя Байрамовна

93.   Рамазанов Алмаз Саидович

94.   Рамазанов Арсен Рамазанович

95.   Рамазанов Назир Исакович

96.   Рамазанов Риган Рамазанович

97.   Рамазанов Апас Саядуллаевич

98.   Рамазанов Амиргамза Рамазанович

99.   Рамазанов Забзу Рамазанович

100.   Рамазанов Кумантай Омарович

101.   Рамазанов Набидулах Забзуевич

102.   Рамазанов Хизри Амиргамзаевич

103.   Рамазанов Юсуф Рамазанович

104.   Рамазанова Гюлназ Магомедовна

105.   Рамазанова Гуризат Джабраиловна

106.   Рамазанова Гюлчумен Забзуевна

107.   Рамазанова Гюлжаган Мавлудиновна

108.   Рамазанова Раисат Абдулнасировна

109.   Рамазанова София Рамазановна

110.   Садруев Измет Исмаилович

111.   Садруев Исмаил Садруевич

112.   Саидов Гусайбек Салимович

113.   Салихова Байранкиз Бицирамазановна

114.   Салихова Гюльфира Заминудиновна

115.   Суфиомаров Галим Ибадулахови

116.   Суфиомарова Гури Аслановна

117.   Суфиомаров Магарам Асланович

118.   Тагибов Зайнал Рамазанович

119.   Тагибова Зарема Гасановна

120.   Тагибова Зульгимар Ибрагимовна

121.   Тагибова Ширинат Рамазановна

122.   Халилов Рамазан Даниялович

123.   Халилов Хидирнаби Даниялович

124.   Халилова Муминат Халиловна

125.   Халилова Сафари Гаджимусаевна

126.   Шабанов Шабан Рамазанович

127.   Шабанова Байранкиз Рамазановна

128.   Шабанова Сакинат Шахрурамазановна

129.   Шабанова Сувархалум Рамазановна

 

130.   Шихалиева Гава Шихалиевна

131.   Шихалиев Мавлудин Абдулфатахович

132.   Шерифов Абдулжелил Амиргамзаевич

133.   Шихалиев Абдулмеджид Байрамович


 


 


СПИСОК ПРИЕЗШИХ УЧИТЕЛЕЙ

  Хочу такой сайт


1.   Абакаров Абакар

2.   Абдурахманова Сувар

3.   Аливердиева Маидат

4.   Алимов Сейфула Алимович

5.   Алимова Назрият Курбановна

6.   Амаева Гюльнара

7.   Абдулганиев Шахмурад

8.   Ахмедова Адинат

9.   Ахмедова Индира Ахмедовна    

10.   Байрамов Джалал

11.   Баджаев  Магомед Баджаевич

12.   Баджаева Майя Магомедовна

13.   Баджаева Зарема Магомедовна

14.   Гаджиева Ш.Р.

15.   Гамидова Кизил

16.   Гасанов Гасан

17.   Гасанбеков Гамза

18.   Головина Валентина Ивановна

19.   Гомзякова Любовь Засимовна

20.   Джалилова Айзанат Рамазановна

21.   Забелина Людмила Ивановна

22.   Ибрагимова Зерифа Ибадулаевна

23.   Имамаев Имамай

24.   Касан-Кусейнов А.

25.   Константинова Анастасия Алексеевна

26.   Кузьмина Роза Николаевна

27.   Курбанова Беневша Абдулсаламовна

28.   Кубаев Нариман Ибадулаевич

29.   Ляднов Виктор Николаевич

30.   Латыгин Николай

31.   Магарамов Ага

32.   Магомедов Гаджирамазан Магомедович

33.   Мамедов Мамед

34.   Мамедов Хизри

35.   Меджидов Рамазан

36.   Меджидов Апас Рамазанович

37.   Медедханов Абди Гамдулаевич

38.   Мирзоева Елена

39.   Мусаев Муса Салихович

40.   Муслимов Г.

41.   Курбанов Кубай Раджабович

42.   Омаров Исмаил А.

43.   Пулатов Бахтияр Даниялович

44.   Раджабов Омар,

45.   Раджабов Раджаб

46.   Раджабова Азнифат

47.   Рамазанов Назим Раджабович

48.   Рамазанов Шабан Хвалаевич

49.   Рамазанова Нурият Муталибовна

50.   Рамазанов Абдурашид Бицимазаевич

51.   Рамазанова Эльмира Зиявудиновна

52.   Рамазанова Тамам

53.   Тагиева Арифа М.

54.   Урдуханов Урдухан Ибрагимович

55.   Халилбеков Халилбек Джарулаевич

56.   Худин Михаил Сергеевич

57.   Шабанова Шикият Магомедовна

58.   Шабанова  Магият Магомедовна

59.   Шабанова Лейла Рамазановна

60.   Шабанов Рамазан, Мисси

61.   Шабанов Джамал Магомедович

62.   Шабанов Абдула

63.   Шабанов Руслан Курбанович

64.   Шахбанова Х.А

65.   Шабанова Наимат А..

66.   Шихжамалова Х

67.   Шигалиева Г.Ш.

68.   Шихкаибов Абдулгафар

69.   Ярахмедов Г.А.

 

Говоря о народном образовании у горцев, известный российский кавказовед Петр Карлович Услар в начале XX века писал: «Если об образовании народном судить по соразмерности числа школ с массою народонаселения, то дагестанские горцы в этом отношении опередили даже многие просвещенные европейские нации».

В советский период светское образование в Рича развивалось бурными темпами, горцы проявляли живой энтузиазм в получении качественного образования, имели личную заинтересованность в этом, поскольку наличие знаний гарантировало человеку определенные перспективы.

 



ВЛАСТИТЕЛЬ ДУМ

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» 
Шалва Амонашвили

Наверное, самой природой заложено в человеке стремление оставить в вечности частицу своего бытия, след своих мыслей и чувств. У каждого из нас есть ощущение неповторимости и самоценности своих переживаний и опыта. Это относится и к обыкновенным людям. Наш очерк о ричинце,первом учителе светской школы с педагогическим образованием

в Тпиге, в управлении народного контроля по поставкам продовольствия Красной Армии. В суровом 1942 году был принят кандидатом в члены ВКП(б).

1957-1958 гг.  Гасанов учился в двухгодичной постоянно действующей  Дагестанской областной партийной школе, по окончании которой ричинскими колхозниками он был избран председателем правления колхоза Сталина. Одновременно, без отрыва от производства учился на историческом факультете Северо-Осетинского государственного университета в городе Орджоникидзе.

С 1960 года вся его дальнейшая трудовая биография связана с Ричинской школой. Пирдам Гасанович натура была яркая, деятельная. Работал учителем истории и обществоведения, организатором и директором школы. Имел около 40 лет стажа педагогической деятельности. Он принадлежал к тем лучшим старым «учителям истории» в наших школах второй половины XX в., которые были подлинными «властителями дум» своих учеников, формировали не только мировоззрение детей, но воспитывали в них вкус, добрые чувства к народу, интеллектуальную терпимость, интерес к спорам по мировоззренческим вопросам. Дух школы, культура труда и отношения между людьми создавались именно такими яркими личностями.

Он любил свой предмет и хотел, чтобы дети с увлечением изучали историю. Поэтому в своих учениках он старался видеть соратников, соавторов урока. Учил ребят размышлять, сравнивать, снова размышлять и только тогда делать выводы.  Старался не допускать на свои уроки равнодушие, скуку. Чтобы завладеть вниманием учеников, умел удивить, заинтересовать.

Работая директором, много сил и энергии отдавал развитию школы, большое внимание уделял совершенствованию учебно-воспитательного процесса, проводил работу по укреплению материально-технической базы школы, улучшению условий  труда  педагогического коллектива. А ведь в те годы большую часть педагогов в школе составляли приезжие из разных краев России – русские учителя, которых нужно было, и обустроить, и обеспечить топливом, продуктами питания. Как  мудрый руководитель, он всегда   знал, когда нужно поощрить, а когда просто поговорить по душам. Это  общительный, жизнерадостный  человек, был щедр на улыбку и шутку. Всегда стремился к объективности в оценке труда педагогов. Под его руководством в школе  был  создан  стабильный, высокопрофессиональный, творческий коллектив. 

Пирдам Гасанович обладал всеми качествами идеального педагога. Он был разносторонне талантлив, умен, остроумен, находчив, всегда равен в обращении, умел понимать молодежь и находить педагогические выходы в самых иногда затруднительных для воспитателя положениях.

Он был красив внешне, его появление в коридоре, на перемене, в классе, даже на улице – было всегда заметно. Он был высок ростом, с лицом интеллигентным и чуть насмешливым, но при этом добрым и внимательным к окружающим. Со светлыми глазами, с правильными чертами лица, он сразу привлекал к себе. На нем всегда хорошо сидел костюм, даже если он был поношенный.

Мягкость и изящество в нем доминировали. Ничего агрессивного не было и в его мировоззрении. Он приучал нас на уроках к интеллектуальному отношению к жизни, ко всему окружающему. О чем только не говорил он с нами на них!

Прошло почти полвека с тех пор, но как много запомнилось из его наставлений на всю жизнь! Впрочем, то, что он говорил и показывал нам, нельзя назвать наставлениями. Все было сказано ненарочито, при случае, шутливо, мягко.

В каждом из учеников он умел открыть ценные стороны – интересные  для самого ученика и для окружающих. Он рассказывал об ученике в другом классе, и как было интересно узнать об этом от других. Он помогал каждому найти самого себя: в одном он открывал какую-то хорошую нравственную черту, в другом вкус, в третьем остроумие, но не просто выделял чье-то остроумие, а умел охарактеризовать особенность этого остроумия.

Для самого Пирдама Гасановича кумиром был Иосиф Сталин. Он с увлечением рассказывал о нем, но это никогда не переходило в идолопоклонство. Он сетовал, что из учебников изъяли его труды и материалы о его роли в истории Советского государства.

Строгость, требовательность в сочетании с открытостью, объек­тивностью и справедливостью в ха­рактере и деятельности Пирдама Гасановича были и остались в памяти коллег по работе главными критериями для оценки труда руко­водителя. А ведь кроме педагоги­ческих обязанностей были и обще­ственные. Долгие годы он возглавлял первичную партийную организацию в школе. С благодарностью вспоминаю, как он в 1979 году, после года моей работы учителем в Ричинской средней школе, без всяких сомнений выдал мне рекомендацию для вступления в партию. А это ко многому обязывало.

Пирдам Гасанович увлекался пчеловодством, в небольшом садике во дворе своего дома выращивал различные сорта цветов. Но самым страстным его увлечением была ловля форели спиннингом на Чирачае  – настоящая спортивная рыбалка, требующая сноровки, выдержки и быстроты реакции. Она приносила ему массу удовольствия и впечатлений. Собирал материалы по истории и этнографии родного села, однако весь ценный архивный материал не был обнародован, и,  к сожалению, утерян. Сейчас, когда задума­ешься над прошлым, понимаешь, как много сил, времени нужно было ему на личные пристрастия, на педагогическую и общественную работу.

Пирдама Гасановича не стало 20 марта 1996 года. Подобно свету далекой звезды, который доходит до нас, даже когда сама звезда погасла, влияние учителя не иссякает еще долгие годы после того, как он расстался со своими учениками, ушел из жизни. Главное, что остается от педагога, это его ученики. Еще живут на свете те, которые любят, помнят, чтут его. Он не исчезнет до тех пор, пока его неравнодушно кто-то помнит.

Спасибо за все, Учитель!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

УЧИТЕЛЬ В ПАМЯТИ МОЕЙ

 

  ...Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что если останется жить земля, -

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь учителя!

Роберт Рождественский

 

Неумолимо пролетают дни, проходят годы, но в памяти каждого человека хранится живой источник доброты, миросозерцания, душевной красоты, откуда мы черпаем жизненную силу, энергию, оптимизм, – наша дорогая и любимая школа. Школа - начало всему. Она формирует человека, учит его жить в постоянно меняющемся мире. Огромная роль в этом процессе принадлежит учителю. И особенно счастлив в своей судьбе тот, кому встретился учитель, умеющий принести в класс увлеченность, любовь и, конечно же, знания, освещенные этой любовью.

Человеком, достойным этого гордого звания – Учитель, – являлся Манафов Гаджикурбан Манафович. Он родился 20 августа1929 году в селении Рича Агульского района, принадлежал к тому числу ричинцев, чье детство, юность и возмужание пришлись на тяжелые годы Великой Отечественной войны. Их отцы выиграли войну, а они, дети, несмотря на голод, суровые условия жизни послевоенного поколения, смогли выжить, ходили в школу в перелицованных отцовских пиджаках, но  получили образование, и не просто получили корочки дипломов, а продолжали совершенствовать свои знания.

Гаджикурбан Манафович!.. Это имя было известно многим не только в нашем селе, районе, но и за его пределами. По сути, он являлся первым ричинцем, получившим высшее светское образование.

Вся его жизнь – в родном районе. Здесь родился, учился, начал работать. Сначала, после окончания Тпигской средней школы – учителем в Тпиге, затем Амухе. Придя в школу в свой родной аул Рича в 1957 году, после окончания факультета естествознания Дагестанского государственного  педагогического института им. С. Стальского (ныне – ДГУ), со школой он больше не расставался

 Генератор для электрического освещения школы появился позднее.

Но Гаджикурбана Манафовича не тяготили бытовые трудности. У него было все, что должно быть присуще настоящему педагогу: талант, душевная теплота, ум, чуткость, терпение и неиссякаемая энергия. В школе он проработал более 40 лет, преподавал химию, был директором, а позднее – бессменным завучем школы.

Отличное владение своим предметом, методическое мастерство, энциклопедические знания Гаджикурбана Манафовича высоко оценивались  как коллегами, так и учащимися, именно за это  все проявляли к нему большое уважение и любовь.

Он не просто вкладывал  в головы детей премудрости наук, но  и  учил  впитывать знания с охотой, любознательно добывать их из книг, из жизни. А ведь открывая ребенку мир, он учил его жить в этом мире. Этим мастерством Гаджикурбан Манафович  владел в совершенстве!

В годы руководства Ричинской восьмилетней школой Гаджикурбан Манафович проявил лучшие качества администратора, что позволило педагогическому коллективу, вырасти в дружную и сплоченную команду, способную решать любые вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Каждое его утро начиналось со школьного порога. Он первым приходил на работу, обязательно встречал ребят, идущих в школу, кого-то хвалил, кого-то журил, а кому-то подсказывал. А затем с головой погружался в ворох различных управленческих дел, многие из которых требовали незамедлительного решения.

Его уверенность в успехе заряжала коллег оптимизмом, заставляла поверить в свои силы. Прекрасные организаторские способности помогали ему увлечь коллектив общим делом. А ведь была ещё каждодневная забота об обеспечении образовательного процесса, что в условиях постоянной нехватки местных кадров учителей-предметников, их текучести – задача была не из лёгких. Много времени отнимал пришкольный интернат, где приезжим детям из Бедюка нужно было создавать условия для учебы и проживания. Да мало ли хозяйственных забот было у Гаджикурбана Манафовича, которым самостоятельно была начата пристройка классных помещений к примитивному зданию школы, построенному методом народной стройки в середине 30-х годов прошлого столетия: выбивание денежных средств, и заготовка, приобретение и доставка строительных материалов, и работа со строителями, и многое другое.

Да, он бывал жёстким, но только по делу, а без этого нельзя руководителю. Важно было не быть безразличным к своей работе. Душой болел за всё на свете, во всё вникал. Такой настрой чувствовали и дети, и учителя, и технический персонал школы.

Однако административная работа и бумажная волокита отнимала у него много сил и энергии, практически не хватало времени на преподавательскую деятельность. Хотя заведу­ющий районо в те годы Сейфулла Алимов упорно старался не отпускать нуж­ного и справлявшегося с делом директора, он ушел на «живую» рабо­ту – учителем химиии, а через некоторое время уже был назначен завучем. Но для выпускников школы тех лет Гаджикурбан Манафович был и остается просто химиком, настоя­щим учителем – отлично обучающим, все понимающим и уважаемым.

Гаджикурбан Манафович был строгим учителем. Многие из ребят его откровенно побаивались. Помню во время перемены, предшествующей уроку химии, всегда царила тишина – даже отчаянные хулиганы беготне по коридору предпочитали школьный учебник. В большинстве случаев в дальнейшем страх перерастал в интерес и желание углубленно заниматься этой наукой.

Как учитель химиии,  Гаджикурбан Манафович  увлекал учащихся  в загадочный мир этой науки, дети познавали и открывали для себя этот  мир знаний с радостью. Он постоянно совершен­ствовал технику и методику демонстраци­онного эксперимента. Опыты, которые он де­монстрировал, не только слу­жили иллюстрацией изучаемых явлений, но и развивали у учащихся умение делать выводы, обобщения.

Много внимания он обращал обучению методике работы с материалом учебника, справоч­ной и научно-популярной литературой. На уроках главным для  него было органическое соединение обучения и воспитания,  забота о том, чтобы  учащимся всё   было понято, осознано. Выпускники  Ричинской школы  благодарны ему за полученные знания по химии,  за его справедливость и строгость.

Своим богатым опытом педагогического мастерства Гаджикурбан Манафович охотно делился с молодыми учителями, пользовался заслуженным авторитетом и уважением в коллективе и общественности района.

Успехи и труд Манафова отмечены отраслевыми наградами. Он был  награжден  Почётной грамотой  Министерства просвещения РСФСР, нагрудным знаком «Отличник народного просвещения». Имел звание  «Заслуженный учитель  Республики Дагестан».

Гаджикурбан Манафович был прекрасным семьянином, воспитал трех сыновей и трех дочерей. У него был большой круг друзей и кунаков по всей республике. В кругу друзей он пел задушевные песни и виртуозно играл на мандолине. Постоянно держал свой организм в хорошем тонусе, занимался моржеванием.

В последние годы жизни, после ухода на заслуженный отдых,  Гаджикурбан Манафович проживал с младшим сыном в поселке Тюбе, под Махачкалой. Здесь 16 октября 2005 года он умер, здесь же и похоронен.

Каждому  из нас отведён определённый срок жизни на Земле. Как прожить данное время, это уже дело каждого. Какая память останется о каждом из нас, это тоже зависит от самого человека. Самое главное то, что Гаджикурбан Манафович прожил отведенный ему срок так, что о нем осталась память, светлая, добрая память.

 

 

 

 

 

 

 

история школы.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8677772022

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».